Новости


Биобезопасность в Европе: Законодательство Европейского Союза в отношении ГМО.


Теперь в Европе будут использоваться несколько иные процедуры при выдачи разрешения на ГМ продукты, в зависимости от целей использования такой продукции, которую производитель указывает в своей просьбе на утверждение в ЕС.

Наиболее распространенными являются запросы на переработку, использование в пищевой промышленности предназначенной для потребления в пищу, в качестве ингредиента в продуктах после промышленной переработки, а также на корм животным.

Некоторые из наиболее важных законов, касающихся разрешения на использование были обновлены и заменены, поскольку в 1998 году были введены ограничения в связи с введением моратория на новые генные модификации сельскохозяйственных культур и продуктов.

Есть и другие законы, касающиеся ограниченного использования (например, исследования, проводимые в научных лабораториях), а также трансграничного перемещения и присвоения уникальных идентификаторов ГМ продуктам.

Здесь представлен упрощенный справочник законов и правил, касающихся непосредственно ГМО:

ПРОЦЕСС ПОДАЧИ ЗАЯВЛЕНИЯ:

Компании которые намеренные торговать на рынке ГМО, обязаны :

1) обратиться в компетентный национальный орган государства-члена ЕС, где продукт впервые будет размещен на рынке, с заявлением включающим полную оценку рисков этого продукта;

2) если комиссия получает положительный ответ, она информирует все остальных членов-государств;

3) если со стороны других стран нет возражений, то производитель получает разрешение на сбыт своего товара на территории ЕС;

4) если же есть возражения, то решения по этому вопросу необходимо обсуждать на уровне ЕС, при этом ситуация разворачивается следующим образом:

-- в зависимости от закона, комиссия просит комитет ученых или независимое Европейское управление по безопасности пищевых продуктов вынести свое собственное решение;

-- если решение независимой экспертизы окажется положительным, то комиссия предлагает проект комитету регулирования пищевой безопасности или безопасности окружающей среды. Если комитет дает свое согласие, то комиссия допускает этот товар на рынок ГМО;

-- если же ответ отрицательный, то комиссия отправляет свой проект на утверждение совету министров, которые представляют как сельское хозяйство, так и окружающую среду. В течении 3-х месяцев министры должны отклонить или принять проект. В противном случае, комиссия имеет полное право самостоятельно принять решение о допуске новых продуктов на рынок.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ЗАКОНЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ГМО:

1) Закон о преднамеренном выпуске (Deliberate Release Law (Directive 2001/18)):

Это главный ГМО закон в ЕС, изданный в октябре 2002 года. Утверждения на основании этого закона ограничены сроком максимум в 10 лет. Закон охватывает любые экологические выпуски продуктов, содержащих или состоящих из ГМО. Это включает как продукты для посева, так и продукты, идущие в пищу и на переработку.

Закон также имеет «защитительную оговорку», когда государство, член ЕС, может временно ограничить или запретить использование того или иного ГМ продукта на территории своей страны, если у него есть основания считать, что утвержденные генетически измененные продукты представляют собой риск для здоровья человека и окружающей среды.

2) Новый закон о Еде (Novel Foods Law (Regulation 258/97)):

Этот закон, изданный в январе 1997 года, касается продуктов питания и пищевых ингредиентов, полученных из ГМО, например, мука, крахмал, масло из ГМ кукурузы, паста или кетчуп из ГМ томатов. Продукты могут быть допущены при условии безопасности для человека.

В законе есть одна деталь, отвечающая за продукты, полученные из ГМО, но более их не содержащие. Если продукты «по существу равнозначные», то компания вправе уведомить об этом комиссию на научных обоснованиях.

В настоящее время этот закон заменяется на Правила о ГМ Продуктах и Кормах (GM Food & Feed Regulation)и только те ГМ продукты, которые допущены до того как эти новое постановление вступило в силу (их всего 4), по-прежнему представляются в соответствии с первоначальным законом.

3) Закон о ГМ Продуктах и Кормах (GM Food and Feed Law (Regulation 1829/2003)) и трансграничном перемещении и маркировке ГМО (GMO Traceability and Labelling Law (Regulation 1830/2003)).

Это два последних закона в ЕС, касающихся ГМО. Разрешенные и допущенные в апреле 2004 года.

В них изложены критерии и стандартные процедуры для оценки потенциальных рисков, а также нормы, касающиеся маркировки поставок, состоящих, содержащих или полученных из ГМО. В соответствии с этими законами все ГМ корма и продукты питания, произведённые из ГМО – в том числе те, которые не содержат ГМ материала в конечном продукте, должны быть снабжены предупреждающими знаками.

Это относится, например, к печенью из ГМ кукурузы, растительному маслу произведённому из ГМ сои и кукурузы и глютен-кормам из ГМ кукурузы. Пороговый уровень для маркировки такой продукции допускающий в соответствии с законодательством ЕС отсутствие маркировки, составляет 0,9%.

Если в продуктах присутствуют ГМ элементы, еще не утвержденные Правительством, но получившие позитивную оценку Европейской Ассоциацией Продовольственной Безопасности (EFSA), то этот порог опускается до 0,5%. Выше этого уровня, продукт уже не может быть допущен на рынок.

Однако до сих пор не существует никаких требований по маркировке таких продуктов, как мясо, молоко или яйца, которые были получены от животных, питавшихся ГМ кормами или принимавших ГМ медикаменты.

СЕМЕНА (Директива 98/95).

Правила Евросоюза о ГМ семенах, опубликованные в декабре 1998 года, уже давно назрели для пересмотра. Тем не менее, в ЕС не согласны с предложением Комиссии пересмотреть пороговые значения для присутствия ГМО в органических и обычных семенах.

Напомним, что в настоящее время установлен предел загрязнения ГМ-семян, который определён в 0,3% для органического и обычного рапса, для кукурузы — 0,5% и 0,7% для соевых бобов. Обычные семена, в которых содержание генетически измененных ниже этих установленных пороговых уровней не должны маркироваться.

Два независимых комитета обсуждали этот вопрос о пограничных значениях (The EU’s environment committee under the Deliberate Law, и Тhe seeds committee under separate seeds legislation), но, к сожалению, они так и не достигли значительного прогресса на протяжении нескольких лет переговоров.

Сейчас, те национальные органы, которые согласились на использование таких семян на своей территории, обязаны уведомить об этом комиссию, которая проведет соответствующую экспертизу.

Как только комиссия дает свое согласие, она вносит эти новые семена в «Общий Каталог сортов сельскохозяйственных растений», что, в свою очередь, означает – эти семена могут поступать в продажу на всей территории ЕС.

Однако, Закон о Семенах говорит, что новые сорта, должны быть утверждены Deliberate Law, прежде чем их внесут в каталог.

СОСУЩЕСТВОВАНИЕ: ПОСЛЕДНИЙ КУСОК ГОЛОВОЛОМКИ.

В июле 2003 года комиссия опубликовала руководящие принципы о том, каким образом фермеры должны разграничить посевы обычных и ГМ культур, с целью вырастить урожай с минимальным риском для перекрестного опыления.

Комиссия хочет ввести регулирующие правила, действующие на территории всего Европейского Союза, в которых главными критериями будут, к примеру, расстояния между культурами, буферные зоны и барьеры против пыльцы. Сейчас представители комиссии обсуждают этот вопрос с фермерами. Вопрос этот является весьма спорным, так как после нововведений главная проблема для страны будет заключаться в том, чтобы определить экономическую ответственность сторон. Придется ли фермеру, выращивающему ГМ культуры, платить и «очищать территорию»жалующемуся на загрязнение его полей соседу?

Источник: Пресс-служба ОАГБ

30.07.2008

  Обратно к списку

 

Created by FORM'A © Общенациональная Ассоциация Генетической Безопасности